Контакты:

Целью курса «Концепции современного естествознания» является ознакомление студентов с основными концепциями современного естествознания, с различными подходами к философии научного знания. Студент, прослушавший курс, должен также ясно представлять происхождение новоевропейской науки, ее отличие от научного знания Древнего мира.

Преподавание дисциплины «Концепции современного естествознания» ставит, таким образом, следующие цели и задачи:

• раскрыть логику и закономерности развития науки;

• показать формирование представлений об основных этапах развития науки и смене научных парадигм как качественном обновлении естественнонаучного знания;

• продемонстрировать основные принципы научности, методологии и философии науки;

• сформировать общие представления о концепциях пространства и времени; о соотношении порядка и беспорядка (хаоса) в природе; о самоорганизации в живой и неживой природе; об иерархии структур и элементов материи микро-, макро- и мегамиров; о взаимосвязях физических, химических и биологических процессов; о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе; о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики; о месте человека в естественной истории Земли, антропном принципе, о ноосфере и парадигме единой культуры;

• осветить общие принципы философской интерпретации фундаментальных научных открытий и наметить перспективы эволюции научного знания о мире и человеке.

• сформировать представление о нравственных проблемах и ответственности ученого.

Вопросы, рассматриваемые в рамках изучения дисциплины, входят в область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата.


п/п

Номер (№) и наименование раздела и (темы) дисциплины

Трудоемкость дисциплины
по видам занятий (работ)

Индекс (код)

формируемой компетенции

Лек.

Сем.

Пр.

САР

Часы на контроль к зач./экз.

Всего час.

1

Раздел 1. Естественные науки и религия.

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Тема 1. Модели отношений науки и религии

1

1

1

6

 

9

ОПК-6.2

1.2

Тема 2. Дискуссии относительно классификации периодов развития науки

.

2

1

 

6

 

9

 

1.3.

Тема 3. Научная революция XVI – XVII вв. и зарождение классической науки. Экспериментально-математическое естествознание

 

2

1

 

6

 

9

УК-1.3

2

Раздел 2. Законы природы и познаваемость вселенной

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Тема 4. Математика и реальность. Теорема Геделя о неполноте в вопросе познаваемости мира

1

1

 

4

 

6

УК-1.4

2.2

Тема 5. Хаос и возникновение сложности

1

1

 

4

 

6

 

3

Раздел 3. Космология и физика элементарных частиц

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Тема 6. Теория Большого взрыва. Теория струн

2

1

 

6

 

9

 

3.2

Тема 7. Квантовая механика и строение атома.

1

1

 

2

 

4

 

4

Раздел 4. История земли и эволюция жизни

 

 

 

 

 

 

 

4.1

Тема 8.  Антропный принцип. Место человека во вселенной.

1

 

2

6

 

9

 

4.2

Тема 9. Осмысление теории эволюции человека 

1

1

1

6

 

9

ОПК-7.9

 

Подготовка к промежуточной аттестации (экзамен)

 

 

 

 

2

2

 

Всего

12

8

4

46

2

72