Контакты:
-
НС
Наталия Вячеславовна СафоноваПреподаватель
Целью курса «Концепции современного естествознания» является ознакомление студентов с основными концепциями современного естествознания, с различными подходами к философии научного знания. Студент, прослушавший курс, должен также ясно представлять происхождение новоевропейской науки, ее отличие от научного знания Древнего мира.
Преподавание дисциплины «Концепции современного естествознания» ставит, таким образом, следующие цели и задачи:
• раскрыть логику и закономерности развития науки;
• показать формирование представлений об основных этапах развития науки и смене научных парадигм как качественном обновлении естественнонаучного знания;
• продемонстрировать основные принципы научности, методологии и философии науки;
• сформировать общие представления о концепциях пространства и времени; о соотношении порядка и беспорядка (хаоса) в природе; о самоорганизации в живой и неживой природе; об иерархии структур и элементов материи микро-, макро- и мегамиров; о взаимосвязях физических, химических и биологических процессов; о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе; о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики; о месте человека в естественной истории Земли, антропном принципе, о ноосфере и парадигме единой культуры;
• осветить общие принципы философской интерпретации фундаментальных научных открытий и наметить перспективы эволюции научного знания о мире и человеке.
• сформировать представление о нравственных проблемах и ответственности ученого.
Вопросы, рассматриваемые в рамках изучения дисциплины, входят в область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата.
№ |
Номер (№) и наименование раздела и (темы) дисциплины |
Трудоемкость дисциплины |
Индекс (код) формируемой компетенции |
|||||
Лек. |
Сем. |
Пр. |
САР |
Часы на контроль к зач./экз. |
Всего час. |
|||
1 |
Раздел 1. Естественные науки и религия. |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Тема 1. Модели отношений науки и религии |
1 |
1 |
1 |
6 |
|
9 |
ОПК-6.2 |
1.2 |
Тема 2. Дискуссии относительно классификации периодов развития науки . |
2 |
1 |
|
6 |
|
9 |
|
1.3. |
Тема 3. Научная революция XVI – XVII вв. и зарождение классической науки. Экспериментально-математическое естествознание
|
2 |
1 |
|
6 |
|
9 |
УК-1.3 |
2 |
Раздел 2. Законы природы и познаваемость вселенной |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Тема 4. Математика и реальность. Теорема Геделя о неполноте в вопросе познаваемости мира |
1 |
1 |
|
4 |
|
6 |
УК-1.4 |
2.2 |
Тема 5. Хаос и возникновение сложности |
1 |
1 |
|
4 |
|
6 |
|
3 |
Раздел 3. Космология и физика элементарных частиц |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Тема 6. Теория Большого взрыва. Теория струн |
2 |
1 |
|
6 |
|
9 |
|
3.2 |
Тема 7. Квантовая механика и строение атома. |
1 |
1 |
|
2 |
|
4 |
|
4 |
Раздел 4. История земли и эволюция жизни |
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Тема 8. Антропный принцип. Место человека во вселенной. |
1 |
|
2 |
6 |
|
9 |
|
4.2 |
Тема 9. Осмысление теории эволюции человека |
1 |
1 |
1 |
6 |
|
9 |
ОПК-7.9 |
|
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамен) |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
Всего |
12 |
8 |
4 |
46 |
2 |
72 |
|